Принцип Войты

 Принцип рефлекторной локомоции, а также Войта-диагностика и Войта-терапия были открыты и разработаны чешским ученым, врачом – неврологом и детским неврологом, профессором Вацлавом Войта.



 При поиске способов лечения детей с церебральным параличом В. Войта обнаружил, что воздействуя на определенные точки в определенных положениях тела, возникают бессознательно повторяющиеся моторные реакции туловища и конечностей – рефлекторные локомоции – рефлекторное ползание и рефлекторное переворачивание.

 В. Войта констатировал, что эти образцы движения имеют все свойства передвижения. Регулярно вызывая эти образцы у здоровых новорожденных, он подтвердил и доказал их существование.

 Основываясь на этом, профессор Войта систематически разработал лечение двигательных нарушений у младенцев, детей, подростков и даже взрослых, а также раннюю диагностику нарушений осанки и движений в младенческом возрасте.

 При регулярном раздражении этих зон активируются заложенные в головном мозге правильные модели движения и у детей, за счет чего улучшаются речь, ходьба, равновесие и другие навыки.

 Войта-терапия активизирует естественные, врожденные способности пациента.

 Рефлексолокомоция, образующая основу Войта-терапии, активируется из трех основных положений: лежа на животе, на спине и на боку. Для вызывания рефлексов в распоряжении имеются десять описанных Войта зон на теле и конечностях. Через комбинацию различных зон и чередование надавливания и растягивания активизируются оба образца: рефлекторное ползание и рефлекторное переворачивание. Кроме того, важную роль играют оптимальный угол сгибания конечностей и так называемое сопротивление. При этом терапевт оказывает сопротивление отдельным частям тела. Так, например, тормозится и сдерживается тенденция к повороту головы во время рефлекторного ползания. Мускулатура рядом с «тормозящей» тела напрягается, далее не сокращаясь (изометрия). Так же усиливается и мышечная активность более удаленных частей тела (живот, спина, руки, ноги).



Частота и продолжительность занятий Войта-терапией

 Для максимального эффекта Войта-терапии детям грудного и младшего возраста рекомендуется проводить 3-4 занятия в день. Одно занятие длится от 5 до 20 минут (в зависимости от возраста и выносливости маленького пациента). Как и многие другие виды физической реабилитации, Войта-терапия выдвигает значительные требования к родителям и близким людям. Активное привлечение родителей к терапии и параллельное обучение их специалистом дает возможность повторять комплексы упражнений самостоятельно в домашних условиях.

 После лечения программа двигательных образцов остается активной в мозгу пациента разное количество времени. Так, спонтанное хватание может удерживаться при ежедневных многочисленных повторах лечения, часто в течение целого дня, и у пациента достигается стойкое улучшение осанки, движения и восприятия.

 Каждого пациента нужно лечить индивидуально, в соответствии с его заболеванием и вытекающими из этого возможностями и ограничениями организма. Широкий спектр действия Войта-терапии может принести пользу пациентам с различными заболеваниями. Даже при явно выраженных церебральных нарушениях она оказывает четкое положительное воздействие, что проявляется в изменении в выпрямительных движениях и в коммуникативных способностях.